NEWS LINE
22:15 14 октября 2015, Вт.
6 °C, Фэрфилд Usd: 2,17 eur: 2,44
6 0 комментариев

Ханс Салеминк: надо учиться принимать каждого человека таким, какой он есть

ец Ханс Салеминк - бессменный руководитель театра Кazou, в котором играют дети с аутизмом. В последнее время он часто наведывается в Минск, ведь вместе с семейным инклюзив-театром "і" Ирины Пушкаревой готовит премьеру спектакля "Восемь чувств, или Рождение человека". На этот раз с ним в белорусскую столицу приехали два актера театра Кazou Ник и Мерла. Они будут задействованы в постановке. На репетиции побывала и корреспондент БЕЛТА.

- Ханс, как создавался театр Кazou и как вообще вы стали работать с детьми-аутистами?

- Театру Кazou уже 8 лет. Но работать в этом направлении я начал гораздо раньше, лет 25 назад. Я получил образование в сфере здравоохранения и стал преподавателем актерского мастерства со специализацией именно в плане помощи людям с ограничениями. Случилось так, что актерское мастерство занимало все больше и больше времени, а само здравоохранение - все меньше и меньше. Вот так и появился Кazou. Сначала мы ставили какие-то небольшие сценки, постановки. Нам казалось, что это будет невероятно сложно, потому что у людей с аутизмом есть свои пределы. Однако со временем наши сценки становились все больше и больше. Мы поняли в процессе работы, что на людей с аутизмом это оказывает хорошее, благоприятное воздействие. Это позволяет им развиваться, показать себя миру, показать всем, что у них есть свои чувства, эмоции, что они так же, как и все остальные люди, хотят выразить себя. И театр - замечательный инструмент для того, чтобы дать человеку возможность показать себя. В Голландии наш театр находится под крылом системы здравоохранения, но мы потихоньку пытаемся из-под этого крыла переместиться в мир профессионального театра. И самая большая наша мечта, чтобы для наших актеров в перспективе это стало работой, чтобы они могли стать профессионалами своего дела.

- Сколько в вашем театре актеров?

- Сейчас у нас около 40 актеров. Некоторые из них приходят в театр всего лишь один раз в неделю на занятия и репетиции, некоторые находятся в театре четыре дня в неделю - как, например, Ник и Мерла. Они посещают уроки драмы, музыки и танца. В среднем мы даем спектакли раз в неделю. Это могут быть маленькие спектакли на небольшую аудиторию. Например, у Ника и Мерлы есть специальная программа для людей преклонного возраста. Раз в месяц они ее показывают. У нас также есть свои шоу, спектакли. Иногда нас приглашают клиники показать спектакль на конгрессах и семинарах. Но мы всегда спрашиваем своих актеров, готовы ли они и хотят ли сыграть спектакль, то есть мы стараемся не требовать от них слишком многого.

- Как проходят репетиции в Кazou?

- Обычно мы начинаем готовить спектакль за полгода до премьеры и собираемся всей группой раз в неделю. Иногда просим актеров приходить чаще. Репетиция длится два часа. Мы планируем все заранее и очень строго следуем нашему плану - что запланировано, то и делается. И за эти полгода, что мы репетируем спектакль, параллельно ведем организационную работу: готовим афиши, договариваемся с театрами, приглашаем зрителей на премьеру. Потом повторяем этот спектакль на протяжении года.

- Сейчас вы готовите премьеру с белорусским семейным инклюзив-театром "і" Ирины Пушкаревой. Что это будет за спектакль?

- Работаем над спектаклем "Восемь чувств, или Рождение человека". Каждому чувству будет посвящена отдельная новелла. У каждого чувства - свой цвет. Идея заключается в том, что театр Ирины сделает несколько новелл, посвященных каким-то чувствам, и наш театр сделает одну-две новеллы. И потом мы все это объединим. Премьера ожидается в апреле. Поддержку проекту оказывает компания Velcom.

- Сколько в спектакле будет задействовано актеров вашего театра?

- В этом пока два - Ник и Мерла. Немалую роль играет финансовый момент, ведь нам приходится выезжать из Голландии. А дальше будет видно.

- Чем ценен для вас опыт работы с инклюзив-театром "і"?

- Мне очень нравится сотрудничать с белорусским театром. Здесь особенные, приятные люди. Опять же я учусь здесь тому, что добиться можно намного больше, чем нам кажется. Для моих ребят это тоже новый опыт, это дает им возможность побыть в новой атмосфере, завести новых друзей и понять, что мир гораздо больше, чем Голландия. Для них это значит выйти из зоны комфорта, ведь образ жизни на выезде совершенно другой. Дома, если они опоздали куда-то, то они говорят: ладно не беда, а здесь они учатся пунктуальности, самостоятельности, они живут отдельно в гостинице и сами за себя отвечают. Для них все это очень важно.

- В последнее время Кazou стал активно привлекать в свои спектакли профессионалов. Насколько это помогает вашим актерам развиваться?

- Этот опыт мы переняли у театра "і", где изначально в спектаклях задействованы смешанные группы обычных детей и с аутизмом. У нас же исключительно актеры с аутизмом. И сейчас мы пытаемся соединить людей из профессионального мира с нашими актерами. Я думаю, что мы уже на середине пути, и привлекаем все больше и больше профессионалов, чтобы они играли вместе. Например, с одним известным хореографом готовим программу "Щелкунчик". Он очень строгий, у него отношение к нашим актерам очень требовательное. Он всегда им говорит, что все проблемы нужно оставлять за дверью, раз они пришли на репетицию. Таким образом наши актеры учатся более профессиональному отношению к своему делу: ждать, планировать, организовывать, что для них очень важно, а также учатся театральному мастерству, то есть расширяют свои возможности, раздвигают свои пределы. Такое сотрудничество, к слову, полезно обеим сторонам. Мне вообще интересно наблюдать за своими актерами, как они растут, как вместе с ними развивается сам театр.

- Насколько популярны спектакли вашего театра в Голландии?

- Мы гастролируем по всей стране, выступаем на сценах известных театров. И с каждым годом нас приглашают все чаще и чаще.

- В мире увеличивается количество людей, страдающих аутизмом. В чем вы видите миссию вашего театра? Что вы хотите донести до зрителей?

- Да, вы правы. К сожалению, количество людей с аутизмом растет. И если раньше ситуация складывалась так, что на 10 человек с аутизмом приходилась всего одна женщина, то сейчас соотношение 50 на 50. Но женщины гораздо более социальные, они лучше чувствуют, как нужно вести себя в обществе. То есть женщинам удается скрывать аутизм намного дольше, чем мужчинам. В чем моя миссия? Все очень просто. Я хочу, чтобы мы научились принимать каждого человека таким, какой он есть. Мы должны иметь больше терпения, тратить немножко больше времени на тех, у кого есть проблемы, и тогда мы все вместе от этого выиграем, и все люди смогут быть полноценными членами общества. Мы говорим, конечно, не только о людях с аутизмом, но и о людях с физическими, ментальными ограничениями. Собственно, это касается всех людей с какими-то проблемами. Все мы разные и все мы должны принимать друг друга такими, какими являемся. Вот такое мое мнение. Но путь у нас длинный.

Светлана СУХАРКО,

БЕЛТА.-0-

Источник: belta.by

Теги: